Съездить на север хотел давно, а то все юг да юг.. Выбор пал на слет в Териберке (типа самый северный мотослет страны) плюс хотелось заехать в Хибины и прокатиться от Умбы до Октябрьского. Я там сплавлялся 5 лет назад на катамаране и было вдвойне интересно пройти по этой же местности в обратном направлении на мотоцикле. Мот был немного дооборудован: 1. Заказаны 2 боковые сумки у Тепляковой (3.500 рублей). 2. Куплена труба нержавейка 21х2 (6 метров за 1.100 рублей) из которой сварены 2 боковые рамки (ВиларМото, ул.Балтийская, дом 8, за работу взяли 3.000 рублей). 3. Установлен тюнинговый бак Сафари на 28 литров (ебэй, 16.500 рублей плюс доставка 1.900 рублей). 4. Установлен топливный фильтр. 5. Поставлено переднее колесо 21”. 6. Установлена резина Karoo T бескамерная (7.500 рублей за комплект). 7. Сделаны выключатели фары и прикуривателя. 8. Установлен кик-стартер (ебэй, 7.600 рублей). 9. Перекинул штатный подсумок с заднего крыла на переднее. 10. Закрепил кофр к площадке двумя дополнительными болтами.
Забегая вперед скажу что бак рассчитан на 600км, но реально получалось 400-430км, потом надо мот наклонять и переливать бензин из ушей, но все равно 5-6 литров получался «мертвый» запас. Это устранимо, но надо повозиться. Пластик бака очень прочный, можно совершенно не бояться, что бак протрется или треснет - для этого нужно очень сильно приложиться. Сумки сделаны по принципу гермомешков, в целом неплохие, но ребята Тепляковой сделали их немного неправильно (не довели до краев горловины липучку) и горловина плохо закручивалась. Рамки из нержавейки получились хорошие и крепкие, сумки на них крепились ремнями на фастексах через сидушку плюс два ремня крепили каждую сумку к рамке (в общем, идея полностью была сдута отсюда http://wolfmanluggage.com/Expedition/expd_dry_saddle_bags.html но обошлась в 2 раза дешевле). Багажная система получилась очень прочной и не доставила никаких хлопот, хотя тряски по пути хватило с избытком. Кроме вышеперечисленного были заменены тормозные колодки, прокачаны тормоза, масло в вилку залил вязкостью 2,5 (было 5). Из вещей тащил с собой около 25-30кг: ключи гаечные 7-24 смазка для цепи вороток и торцевые головки 8-13 велонасос ремкомплект для бескамерных шин сетка, жгуты, ремни багажные масло моторное 0,5л подшипники колесные плоскогубцы мелкие с клювиком хомуты пластиковые армированный скотч свечной ключ свеча зажигания звено цепи + замок лапка переключения передач трос буксирный 5м сальник вала холодная сварка изолента шланг топливный 1м перчатки рабочие тряпка, веревка палатка спальник тент фотоаппарат кастрюля с крышкой коврик туристический горелка газовая фонарик баллон газ для горелки компрессионный мешок мультитул GPS-навигатор з/у для аккумуляторов (под прикуриватель) пила цепная гермомешок 50л аптечка полотенце микрофибра спички охотничьи, сухое горючее, зажигалка НАЗ (нитки, иголка, спички) бумажные полотенца мыло нож, ложка, кружка, миска репеллент мобильник мотомануал на флэшке + схемка электрики и пр. права + документы на мотоцикл дождевые куртка и штаны бахилы ОЗК накомарник панамка мотоперчатки запасные
Хотел доехать до серфлагеря на оз.Волго (в прошлом году так туда и не добрался), оттуда через Питер на Ладогу, потом – Карелия, через Суоярви на Медгору, оттуда по трассе «Кола» до Мурманска и в Териберку, потом на Рыбачий и в заключение проехать от Умбы до Октябрьского (именно так, хотя логичнее было бы в данном случае ехать с севера на юг). По времени закладывал на все 12 дней. Попутчики вроде то находились, то пропадали, с некоторыми удалось даже договориться, но в итоге уже на слете пересеклись только с Shadow61 из Ростова. Для себя решил, что на Рыбачий можно сунуться и одному (там везде люди и техника – пограничники, связисты, геологи, рыбаки, туристы и пр.), а вот в Умбу обязательно нужна уже группа (места почти необитаемые).
Из Москвы выехал в понедельник 27 июня. Откровенно говоря, не покидало какое-то плохое предчувствие, которого раньше никогда не было. Связано оно было больше с техникой, в итоге я решил на него забить и просто ехать аккуратнее. За Ржевом видел караван автодомов. Машин много – около 30, едут медленно. За рулем везде сидят улыбчивые пожилые буржуи. Прикольно так путешествовать. Наверное, в свое время я тоже сменю мотик на такую кровать с душем на колесиках.:) Одно плохо – проходимость у подобной техники просто никакая. На трассе меня догнали два немца на турэндуро. Помахали друг другу, тормознулись. Дэннис с другом путешествуют вдоль Волги. Проехали из Германии через Украину, прикатили в Астрахань и стали подниматься вдоль реки. Накатали уже почти 9 тыс.км. Поездкой довольны, говорят, в дойчланде нет ни одного слета, куда надо было бы ехать дальше, чем за 500км. Объяснил им как доехать до Волговерховья (исток Волги, их конечная цель, потом они уходят на Питер, Прибалтику и - домой). Удивили меня вопросом есть ли около истока опасные дикие звери. Я откровенно заржал и сказал что нет, там кафе, барахолка и церковь. У ребят есть своя эмблемка похода – контур России с мотиком, на фоне которого опрокинутая бутылка водки, из которой выливается на карту содержимое в форме Волги и слоган что-то типа «Волга и водка». Носки сушат на ходу, привязав прямо к зеркалам. Забавники, в общем.. У обоих стоят скотойлеры, на которые они просто молятся (best choice, strongly recommended – повторили оба пару раз). Мотиков почти не видно, все обвешаны кофрами-сумками-канистрами-банками. В прикрепленных к раме сантехнических трубах везут с собой спиннинг и удочки, но на мой вопрос чего поймали только улыбались, так я и не понял – либо мой инглиш оказался некузявым, либо ничего не поймали либо наоборот – так нарыбачились, что просто слов не осталось)). Сфоткались все вместе и поехали дальше, только они побыстрее, а я помедленнее.. На подъезде к серфлагерю навигатор предложил мне сократить дорожку на 4км. «О, буржуйская приблуда начинает реально отрабатывать вложенные бабки!», - обрадовался я и свернул с асфальта на грунтовку. В итоге по раскисшей глине 3км ехал полчаса. Вполне освоил езду боком с наклоном 45гр. Извазюкал в глине мотик и штаны, взмок, но благо ДРЗ легкий - ни разу не уронился. В серфлагерь притащился в 6 вечера. Это вполне цивильное место, я про него узнал на сайте мототревелс. Обитают в основном серфингисты. Там есть баня в палатке (1.800 рублей на 2 часа, заказывать заранее), столовая (завтрак, ужин 150-200 рублей, обед 300 рублей). Кормят сносно – каши (гречка, манка), борщ, салат, чай, кексики, паштеты и пр. Но на мой вкус на трассе в кафешках можно поесть получше. Персонал – тетечки из близлежащих деревень. Народ приезжает на машинах. Много детей (человек 30 было как некий спортлагерь с вожатыми). Около лагеря несколько пляжиков, один из которых неплохо оборудован. Есть прокат лодок и серфов (оснащение далеко не деревенское, все вполне на уровне). По выходным дискотеки проводят. Спросил про воровство – есть немного, вещички лучше не оставлять в палатках. В целом инфу о лагере можно посмотреть здесь (http://www.windsurf-seliger.ru/). Мне понравилось, 1-2 раза в сезон вполне можно семейно приехать на выходные с ночевкой.
Когда ставил палатку на ночь, то выбрал безлюдное место, но часов в 11 на кострище по соседству притащились детишки с выпивкой и гитарой и начали отмечать день рождения какого-то пацана. По ходу дела выяснилось, что компания разношерстная – русские, армянин, грузин, некий парень по имени Сафар. Причем грузин оказался победителем какой-то математической олимпиады и довольно классно играл на гитаре. Откровенно говоря, я хотел спать и часа через 2 готов был прибить всю эту компанию, особенно потому что гитарист никак не мог петь ровно и его голос то затихал, то вдруг прямо взрывался, прогоняя наваливавшийся на меня сон. Репертуар был от Никольского и бардов до Цоя и попсы. Заснул я в 4 утра.. В сторону Питера выехал около полудня, проехал грейдером до Демянска и тут у меня заглох мотор. Выяснил вышеописанный косяк бака, залился бензином и поехал дальше. Питер проехал не по КАД, а прямо через центр. Замечательный город!! Хотя, конечно, центр – это центр, а спальные районы – это, ну, как бы уже и не так замечательно.. Под вечер реально подмерз и был рад белым ночам и выглянувшему из-за туч после 22.00 еще теплому (!) солнцу. Дорога до Приозерска просто шикарная. Гармин меня попробовал опять утащить в сторону, мол, давай срежем аж 17км, но я его сразу послал нахер и вообще выключил.. На Ладогу приехал около полуночи. Народу, как и в прошлом году, не было почти никого. Место шикарнейшее, но съезд к берегу осилят только джипы (там разбитый крутой песчаник), а пешком далековато. На Ладоге провел день, немного покупался, позагорал, пожрал сосисок с пивом. Испытал газовую горелку. Супчики и чай готовить очень удобно. Но – романтизьму маловато.. То ли дело кастрик пожечь. Ну, потушил горелку и пожарил сосиски на костерке. Вечером, засыпая, думал, что при случае романтизьм можно усилить до безобразия – например, добыть огонь для костра трением. Детский сад, блин) Следующий ходовой день преподнес сюрпризик. Еще год назад вокруг Ладоги шел грейдер, но сейчас везде оказался хороший асфальт, во всяком случае, от Приозерска до Питкяранты. Единственное – пару раз поскользнулся на свежих смоляных швах. Без последствий, но чувство неприятное.. После поворота на Суоярви все встало на свои места – сплошной грейдер разного качества, от ровной дорожки где можно гнать под 100 до извилистой разбитой трассы с вывороченными булыжниками. Пару раз тормозился, но был жестко атакован слепнями и бежал, даже не сделав фоток. Проехал пару финских воинских захоронений и даже встретил там финский автобус, вероятно, с родственниками тех солдат (все же дорога для автобуса там слишком жестокая, так что вряд ли это были обычные туристы). Недалеко от выезда на трассу «Кола» есть водопад Падун. Решил заехать к нему, но был немного разочарован. Водопадик так себе, посидеть в нем как в джакузи, наверное, прикольно, но на достопримечательность явно не тянет.
Уже вечерело и по белым ночам ехать пришлось навстречу северному солнцу. Четко так – обрамленный соснами створ дороги – и эта лампочка по центру над дорогой тебе прямо в глаза. Немного помучился, потом встал за фурой и поехал в ее тени. Ночью меня догнали Миша и Света из «Самогонщиков» на Варадере. Озаботились поиском бензина, ибо, судя по их карте, расстояния между колонками приличные. Но на деле все было проще – половина АЗС на карте просто не отмечено, с бензином проблем не возникло, хотя некоторые заправки были допотопные.
Ключевое отличие дорог в Карелии – повсеместное наличие ограничения скорости в 40км/ч. Это просто убивает. В итоге я совершенно забил на знаки и ехал так, чтобы просто не попасть на крупный штраф (т.е. не превышал более чем на 35км). Ну и в Лоухах в 5 утра попал на визир ДПС – 62 км/ч. И вот нет чтобы пожать руку и восхититься моей неторопливостью – выписали штраф на 300 рэ. Ехать решил без остановки до упора. Это был критический утренний момент – в какой-то промежуток времени, закоченевший в позе креветки, я настолько потерял мотивацию, что уже не очень понимал, куда и зачем я еду и что вообще делаю на этой дороге, в конце которой меня совершенно никто не ждет. Были даже мысли прямо здесь и сейчас плюнуть, развернуться - и ехать обратно. Немного подбодрило пересечение отметки полярного круга. После полудня почувствовал, что засыпаю прямо на ходу. Свернул в лесок и на полянке поспал пару часов, даже не снимая шлем и перчатки. До Мурманска оставалось всего 200км. На стоянке около родника меня догнал Дима (DeD) из Старой Руссы. Поболтали и он уехал вперед. А я проверил уровень масла и с изумлением долил почти поллитра, хотя нигде не гнал, а в Москве был полный щуп и даже с запасом. Мотор был явно не в порядке и опять возродились плохие предчувствия. По приезде в Мурманск получил у Падучего адрес мотомагазина и закупился маслом. Общего старта на Териберку решил не ждать, докупил к своим вермишелевым супам пару консервов и поехал на место слета. По дороге на вопрос Макса не жалею ли, что приехал сюда я скорчил довольную рожицу и пробурчал что-то, что должно было показать всю мою радость. С удивлением сам понял, что почти не соврал - беспросветное поглощение сотен километров трассы на небыстрой четырехсотке закончилось, жизнь налаживалась и все становилось на свои места.
Дорога в Териберку петляла по светло-зеленоватым холмам, на которых местами лежали пятна снега и висел плотный туман. Жара центрального региона была уже давно забыта, температура была около +5. Грейдер был неплохой, позволял ехать 60-80км/ч и даже глазеть при этом по сторонам. В отличие от еле ползущих чоперов я добрался до места быстро и стал обустраиваться. Сразу поставил палатку и убрал в нее вещи. На протяжении всего слета почти все время налетали мелкие надоедливые дожди. За час дождь мог пролиться 3-4 раза по 5 минут. Подъезжающие на чоперах и турспортах поголовно устраивали в глубоком песке шоу. Кто-то валился, а кто-то, прогазовавшись, выбирался на побережье без потерь. Немногочисленных голдоводов выталкивали вчетвером..
Какой-то парень сразу угостил супчиком, начали завязываться первые знакомства. Встретил и тех с кем пересекался ранее. С парой ребят я познакомился еще два года назад на границе Украины и Молдовы, с некоторыми пересекался на слетах в Севастополе и в Одессе на «Гоблин-шоу». Мелькали и просто знакомые лица, но где я их видел – вспомнить не мог. Одного парнишку помог опознать номер с 69-ым регионом. Сразу вспомнил, что видел его в прошлом году в Твери на «Викинг-ралли» и даже немного помог тогда ему с мотиком. Присоединился к одной компании и по ходу дела выяснил что один из ее членов как раз и есть Шэдоу. Москвичей с которыми планировал пересечься так и не встретил, поскольку мой Билайн нигде не работал. Конечно, можно было попросить у кого-нибудь сотовый и позвонить, но по разным причинам руки до этого не дошли. Только разок так отправил домой эсэмэску что все в порядке. В той же тусовке были Антон с Леной из Медгоры и Женя из Петрозаводска. Ну и опять встретил самогонщиков – Мишу со Светой. По ходу дела перемещался между разными компаниями, познакомился с Сергеем (Чечен51) и Геной Насыровым. Еще в Москве слышал, что эти перцы знают о полуостровах почти все. Довольно долго расспрашивал их о Среднем и Рыбачьем. Но единственный вывод, который я сделал – не надо ехать в Цыпнаволок, дорога до него отвратная, а смотреть там нечего. А прочая инфа уже через час из башки вылетела.
Организации никакой на слете не было, все делали что сами выдумают. Макс только отправил в морскую прогулку нескольких заранее записавшихся романтиков (нужно было за месяц дать паспортные данные, ибо погранзона и прыжок в море засчитывается за попытку уплыть в Норвегию), громогласно пригрозил что те, кто ночью начнут откручивать - будут жестоко отпизж..ны - и пропал. Кстати, сдержать угрозу Максу не довелось - фактически день и ночь совершенно ничем не отличались, естественно, народ пьянствовал и катался круглые сутки. Солнца можно было не видеть весь день, но вылезти в 3 часа ночи из палатки и – вот оно, висит прямо над водой. Прикольно.) Помимо умеренного пьянства устроили с Мишей и Светой культурную программу – погуляли по окрестностям. Озеро с водопадом – суперместо! Надо было там слет делать. Правда, добираться немного сложновато, но оно того стоит. Чистая вода, защищенное от ветра место, водопад, цветы и одновременно снег на склонах холмов – все просто зашибись. И что удивительно – место очень чистое. А все окрестности Териберки просто завалены мусором. Чего там только нет – от скелетов сейнеров и автомашин до пластика и тряпья. Впрочем, может оно и к лучшему, что слет сделали не на озере – я не уверен что после нас оно осталось бы в прежнем виде..
Добрались до старой береговой батареи. Четыре ржавые пушки. Причем, батарея вроде послевоенной постройки. Судя по местности, никто по этим пушкам не стрелял и не бомбил – они сами и скалы вокруг все целенькие. В общем, после Севастополя смотреть там не на что. До самой батареи идти долго и мы договорились с местным водилой что он нас подбросит на газике. На обратной дороге что-то сломалось и машина встала. Миша проявил активность, потребовал открыть капот и выдать ему гаечные ключи. Водила сказал, что ключей с собой не возит, на что услышал возмущенную тираду, мол, ты совсем обмерз тут на краю планеты, нормальные люди на японских мотоциклах мешок ключей возят, а ты на совкопроме пустой катаешься. На это водила судорожно пооткрывал рот и извлек возмущенное: «Да ты знаешь, какая это машина?! Да зачем мне ключи?!». Кончилось дело миром и безуспешной попыткой совместно починить газик. В лагерь возвращались пешком, а последний километр нас подвез какой-то главный самогонщик на кайене. Походили по самой Териберке. Раньше это был довольно крупный поселок. 5 тыс. жителей работали на рыбоконсервном заводе, судоремонтной базе и на судах. Был порт, военный гарнизон. В 1984 году от Мурманска наконец-то проложили автодорогу, до этого все снабжение шло морем. Сейчас Териберка только призрак своего прошлого. Скелеты кораблей, рухнувшие причалы, пустые здания без окон.. Живет около пятисот человек. В детском саду пара десятков детей, в школе 42 ученика. Улицы пустынные. Была одна попытка привлечь инвестиции – бизнесмен из Мурманска начал строить турбазу для дайверов. Но ему было уже под 60 и он помер. Сейчас, правда, у Териберки вроде появилась реальная перспектива. Газпром якобы хочет построить рядом завод по сжижению газа и порт для его отправки в Европу. Не знаю насколько это соответствует истине, но от Териберки к морю бьют в скалах новую дорогу и приходивший к нам в гости начальник этого строительства Ринат рассказывал, что сначала денег на стройку не жалели, а сейчас финансирование сократили, часть техники законсервировали, но они продолжают ломать скалы потихоньку. Самое шикарное здание в Териберке – филиал «Штокман Девелопмент». Веселенький цветной сайдинг и свежеструганное крылечко, окна закрыты решетками). А в соседнем с ним здании я обнаружил плакаты, призывающие всех на выборы судей 17 марта …1985 года. Вот так вот, такая маленькая машинка времени.
На этом трайке местный пацан сделал двойной переворот, а когда его вытащили из-под аппарата, он обнял своего спасителя и пьяным голосом сказал что он всех нас любит, после чего попытался сесть на ПЕРЕВЕРНУТЫЙ трайк и поехать дальше.. Гайцов в Териберке не бывает:)
Воскресенье (последний день слета) ознаменовалось запоздавшим мешком крабов (Максу рыбаки его обещали вроде еще в пятницу), которые тут же были съедены. Я не любитель таких вещей, но не смог отказаться от угощения соседей и честно съел даже не суп, а скорее крабовую кашу с добавление риса и овощей. Вскоре народ начал разъезжаться, пора было тоже собирать шмотки и ехать на Рыбачий. Дорога до Среднего была пройдена быстро и почти без приключений. На одной заправке разговорился с парнем, вышедшим из «десятки». Тепло пообщались, он уехал, но через 3 минуты вернулся – сказал, что не может не дать что-то на память - и подарил карту Мурманска. На другой заправке ко мне подъехал мужичок на Урале, тоже разболтались. У него зачетный мотик – военный вариант, коляска бронированная с крепежом под пулемет. Уверял, что в Мурманске такой Урал в единственном экземпляре. С посетителями заправок я представлял разительный контраст – они в шлепках и легких рубашечках, а я в свитере, ботах, шарфе, куртке и пр. космическо-водолазном обмундировании:) Въехав на Средний, я быстро выяснил - если в нужном направлении ведут две и больше дорожек, то ехать надо по той, что повыше. Нижние – это какие-то браконьерские ответвления, по большей части упирающиеся в воду и теряющиеся на местности. Лужи первые 10 минут пугали своими размерами и глубиной, но на самом деле проблемы будут только в том случае, если под переднее колесо попадется крупный камень. Здесь почти нет луж с вязким дном, нет опасности наглухо засадить мотик в болоте или упасть в скользкой колее. Стали частенько встречаться полярные куропатки и лемминги. Раньше я ни разу не видел этих тварей. Впрочем, и теперь они не стремились позировать и быстро проскакивали дорогу или улетали. Пару раз видел бегающих по тундре птенцов и даже слез с мотика и постарался их догнать:) Но безуспешно – при моем приближении они ловко прятались в расщелинах камней. Один раз куропатка вылетела из кустов и полетела прямо передо мной на уровне переднего колеса. Я ускоряюсь – и она поддает, газ отпускаю – птюч тоже тормозится. Действо длилось секунд 20-30, потом она резко свернула в сторону и пропала. Наверное, уводила меня от птенцов. Видел несколько военных памятников, но подъехал только к одному – где лежит ствол с батареи капитана Поночевного. Вроде, считается что на нем 38 звезд по числу потопленных кораблей. Имхо, звездеж полный. Может, это количество попаданий или принятых боев. Но чтобы 4-орудийная батарея потопила столько кораблей – нереально. Почитать о действиях 221-ой батареи можно здесь: http://www.iremember.ru/krasnof....ch.html http://www.iremember.ru/krasnof....ch.html Места, конечно, красивые. Меня, правда, они впечатляли не так сильно как некоторых. Все же раньше я уже много где побывал – от того же Мурманска и до Шикотана. Но все же частенько останавливался и любовался местностью и океаном.
Доехал и до самой батареи Поночевного. Походил, посмотрел, под землю в казематы и пункт управления, естественно, в одиночку не полез. Собственно, это уже не та самая батарея времен войны, а построенная на ее месте в 50-гг новая батарея, там даже есть колпак под РЛС управления артогнем. Следующей точкой должны были стать каменные истуканы «Два брата». Но, как я не высматривал их на береговой линии – все было без толку. Я подъехал снизу к береговой части с антенной и даже проштурмовал там довольно серьезный бродик. Все без толку – дальше дорога терялась в кустах, расплющенных однажды прошедшим по ним гусеничным вездеходом. Пришлось разворачиваться, возвращаться и штурмовать уже крутой откос. Выскочил с берега наверх в тундру и поехал по упругому ковру из растительности наперерез - гармин показывал, что в 400 метрах параллельно обрыву есть дорога. Так и оказалось. По дороге выехал к некоему обитаемому месту (так и не понял что это – погранцы, связисты, база геологов??). На технике попадались логотипы «RT». Это вроде «Russia today», российский телеканал с вещанием на Европу. Может, это их антенна? Рядом с забором стояла обычная фура (!!). Как она сюда доехала – совершенно непонятно! Ворота были открыты, территория была завалена остовами техники, бочками и пр. хламом. Соваться туда я не стал. До сих пор не пойму где я проскочил мимо 30-метровых братьев-истуканов, даже не заметив их!.. Там ведь даже дорога между ними идет вроде.. Северная часть Среднего не представляет большого интереса – дорога идет низко и часто почти весь ландшафт закрывает кустарник. Так доскакал до брода с плохим мостиком, спешился и стал смотреть варианты проезда. Забегая вперед скажу – там сбоку есть нормальный объезд (о нем говорил Насыров), но про него я благополучно забыл. Брод не годился – бахилы ОЗК начало заливать, воды в середине там явно около метра и длина брода около 10 метров. Решил проехать по мостику. Осмотр показал, что он не настолько крепкий, чтобы его просто проехать. Решил вести мотик на газу рядом с собой с правой стороны. Подложил доску и начал операцию. И – ОП-ПА – часть бревна в самом начале оказалась трухлявой, колесо сразу сорвалось в юз и мгновенно пропилило дерево вбок, сорвав гниль и, когда я выжал сцепление, остановилось в 20см от края. Мотик завис над маленьким водопадиком. Если бы он нырнул в него – он бы лег под мостом на глубину около 1,5 метров ледяной воды. Я заглушил мотор и стал оценивать свои шансы. Справа подойти к мотику было уже нельзя. Заднее колесо сошло с доски и провалилось в расщелину между камнями. Назад не откатишь – там склон. Вперед тоже нельзя – мостик с подъемом. Выход был один – поднять мотик и переставить его левее. Понатужившись пару раз, я понял, что это сложновато – поднять ДРЗ целиком малореально, а при отрыве заднего колеса переднее начинало предательски скользить к краю, удержать мот горизонтально сил уже не хватало. Лег на травку и стал отдыхать. У меня был только один шанс поднять мотоцикл.. Разгружать его я не стал, был уверен что подниму его и так, просто надо настроиться. В крайнем случае решил свалить его на левый бок и кантовать. Полежал, посидел, походил, размялся, попил водички, подошел к мотику, завел под него ремень, который перекинул через плечо, взял руками за подножку и багажную рамку – и подняв зад из расщелины, переставил мотик целиком на несколько см левее. Проделал это 3 раза – и вот уже дыхания и сил нет, но мотик прочно стоит на настиле. Спасибо физкультуре и тому что у меня не эдвенчер или трансальп, а 135-килограммовый мотард!! А то слышал я истории, когда тяжелые турэндуро роняли, а даже на ровной дороге поднять их одному проблематично.
Было уже полдвенадцатого ночи, когда я въехал на территорию турбазы «Озерки». Стоят квадрики, домики открыты, никого нет. Сначала стучал, потом уже даже покричал – никого.. Но через пару минут показались со стороны моря две фигуры. Повариха с мальчиком возвращались с рыбалки. Они позвонили дежурной, та в свою очередь разбудила директора, он махнул рукой: «Заселяй его, где буровики жили на прошлой неделе». Наталья (менеджер) принесла в номер радиатор и включила титан в бане. Номер – две кровати, шкаф и тумбочка, в тамбуре рукомойник. Цена – 300 рублей за ночь. Я помылся под горячим душем, развесил мокрую одежду и, пока раздумывал варить ли супчик, незаметно уснул. Утром был завтрак (150 рэ, яичница с сосисками, бутер с маслом, чай). Еще перед завтраком поговорил с одним чехом – парень плохо понимал и на русском и на английском, но картина была налицо - он на GS800 с другом (друг на рейнджровере) путешествовали и джип засел в приливной зоне (по ней идет часть трассы на Рыбачьем). Джип уже прилично залило соленой водой и парень нервничал. Геологи в 9 утра дали ему грузовик и вытащили машину из песка. Я этого уже не видел - поскольку не спал до этого больше суток, то после завтрака снова упал и встал только к обеду (250 рэ, борщ, свинина в сыре, пюре, компот). Видел, как с восточной стороны мимо турбазы проехали к трассе возвращающиеся с Рыбачьего эндуристы. За обедом разговорился с поварихой, потом с завскладом. Сейчас на базе пустынно, всего 12 сотрудников. Туристами занимаются второстепенно, основная задача – обеспечение геологических партий. В лучшие времена (всего несколько лет назад) работало до 150 человек. Работает частная компания, владелец москвич. Контракты он получает от федерального правительства. Ищут сами толком не знают что. Суть в том, что приходят геологоразведчики, взрывают заряд и по регистрации отражения ударной волны от недр могут сказать – вот здесь есть пустота (изменение плотности, пласт, жидкость и пр.) А что там – хрен знает. Потом приезжают буровики и давай дырки бурить. Кстати, всего в нескольких км от турбазы стоит одинокая неприметная буровая вышка (ее видно с дороги). Оказывается, под ней скважина свыше 6км!!:) Пока ничего не нашли. Повезет – найдут газ или нефть. Не повезет – воду или просто породу другой плотности. И тогда все с начала. Но частник не в убытке – затраты компенсирует государство. Так можно спокойно копать всю жизнь:) Зарплата у обслуживающего персонала 8-15 тыс. рублей, буровики – от 40 до 60. Работают вахтовым методом по 2 месяца. Многих это вполне устраивает. Как сказал мне один из буровиков – это лучше, чем за те же деньги лес валить каждый день с рассвета до заката без выходных в непролазной чащобе с комарами на делянке в 100 км от дома. После обеда решалась моя судьба – если дадут бензин, то еду на Рыбачий, если нет – обратно на трассу и домой. Я уже накатал 180 км и не хотел испытывать реальный предел тюнингового бака (я тащил с собой пластиковую бутыль под бензин, но уже на последней мурманской заправке решил ее проверить и оказалось, что по пути из Териберки она протерлась от тряски об кофр). Хорошо, что я это узнал до того, как стал наливать в нее бензин! На базе я уже примелькался и завскладом согласился продать мне ведро бензина за 300 рублей. Обычно они ничего не продают, для туристов есть только ночлег, жрачка, прокат квадриков по 1.600 рублей в час и можно заказать баньку.
Хвала полярному дню, совершенно не надо следить за временем, солнце светит круглые сутки! Заправившись, я часиков в 5 вечера спокойно поехал в том направлении, откуда выезжали эндуристы. Вообще-то гармин показывал что дорога к мысу Скорбеевский и маяку идет вдоль берега и ехать нужно было почти в обратном направлении, но навигатору я не поверил, а зря. Дорога через полуостров оказалась зубодробительной, извилистой, с многочисленными бродами, которые объезжала стороной даже тяжелая техника (это было видно по уходившим вбок огромным колеям). Но броды я проезжал уже в большинстве случаев даже без разведки, только ноги выставлял, если дна не было видно. Апогеем оказался совершенно разбитый участок, в который были брошены как мостки корпуса двух бронетранспортеров. И кругом нехарактерный для этой местности жирный раскисший чернозем. Пейзаж по сравнению с береговыми видами несколько убогий. Все же океан добавляет колорит, даже если до него и далековато. Везде шел на 1-2 передаче, но за пару км от Скорбеевского дорога превратилась в хайвей – я гнал аж на 4 передаче. Скорбеевский – бывшая база 501-ого ракетного полка, вооруженного противокорабельными ракетами. Поколесил по гарнизону, заглянул в казармы, дома комсостава, котельную (там еще остался уголь), автопарк, хранилище боеприпасов (обнесенный тройной колючкой сдвоенный бункер). В некоторых затененных помещениях до сих пор почти под самый потолок набит снег! Я знал, что здесь есть несколько тайников геокэшинга, но искать их желания не возникло. Сфоткался и поехал дальше, было уже недалеко до Вайда-губы и маяка – конечной точки маршрута.
Дорога была просто замечательной, попались всего два илистых брода, я быстро доехал почти до самого маяка, но неожиданно уткнулся в насыпной вал. Как выяснилось, техника отгребала с дороги гравий и создала этакий заборчик в метр высотой. Я приметил место, где насыпь можно переехать, не посадив мотик на пузо. Чтобы увеличить клиренс слез с мотика и опять - как на том мостике - решил провести его рядом. И опять не судьба. На это раз бот скользнул по камню, я съехал чуть вниз и мотик плавно лег на левый бок. Почти вся тяжесть при этом пришлась на бензобакбак, поскольку случилось это на верху насыпи и колеса вывесились. Раздалось шипение и я обмер – решил, что бак треснул и это бензин шкворчит на коллекторе.. В голове только мелькало – бежать от готового взорваться аппарата или гнать его к озерку неподалеку?.. Но оказалось, что бак перекосился под тяжестью мотика, вдавил термодатчик левого радиатора, под ним появилась трещинка и на коллектор попал всего лишь антифриз. На фоне пронесшейся мимо ядерной войны я был даже рад такому повороту событий:))
Пока я лепил холодной сваркой радиатор - подъехали 3 человека, среди них оказался и Шэдоу. Постояли, потрепались. Оказалось, что они приехали нормальной дорогой вдоль берега. Вообще-то она им не понравилась, но позже, когда я по ней сам возвращался, то увидел, что это просто шоссе по сравнению с тем, где проехал я. Помочь они ничем не могли и вскоре двинулись к маяку. А я разогрел на горелке консервы, неспешно поел, сделал еще добавку, долил в радиатор воды из болотца и тоже тронулся к маяку. Все это время мне везло – целый день не было дождя, который раньше накрапывал постоянно. Но сейчас с моря собирались тучки и мелкий порывистый дождь не заставил себя долго ждать. У маяка сидел Шэдоу и балдел от окружающего вида. Пофоткались, выпили водки за наши достижения. Поставили мотики прямо на дороге и надо же – к нам вырулил джип с московскими номерами. И на краю земли москвичи пробку устроили.) В джипе четыре скалящиеся рожи – видать, то же самое подумали.. Подвинулись, пропустили машынку.
Я был уверен, что искупаюсь в океане. Но решимости не хватило - везде острый сланец, спуска нет, только скальные обрывы по 0,5-1,5 метра, скользкие водоросли и приличная волна, способная сбить с ног. При этом вода +4, воздух +6, идет дождь, полотенца нет.. Я дважды ходил к океану, но в итоге реально сдался и отказался от своей затеи. Палатку поставить было нельзя – мне нужно обязательно вбивать минимум 4 колышка, а везде не земля, а сплошной камень.. У Шэдоу маленькая дуговая однослойная палаточка, которая ставится без колышков – как раз для такого случая. Он был полон решимости провести у океана как минимум целый день, а я через пару часов решил потихоньку возвращаться домой. Распрощались и я поехал, впервые повернувшись к солнцу спиной. Ни о каких Хибинах речь уже не шла, у меня была одна задача - довести мотик живым до гаража (масло и воду он уже просто выливал куда-то к этому моменту). На трассе всего в 150км от Мурманска пропали тучи, вернулось тепло, меня разморило после недавнего обеда на заправке и, свернув с дороги, я поспал в лесу часа 3-4. Проснувшись, был полон решимости доехать до Ладоги и заночевать на ее берегу в районе Олонца. Но судьба распорядилась по-своему. Въехав в полосу ремонтируемой дороги, я спокойно катился в потоке, как вдруг мотор заглох. Ну, завел и поехал дальше, но через несколько секунд он опять заглох. В голове зароились нехорошие мысли, я сразу понял, что произошло то, о чем у меня были дурные предчувствия. Проверил подачу бензина, уровень антифриза и только открутил крышку маслобака – оттуда повалил дым.. Включаешь мотор – сильный дым идет уже толчками как из паровоза. Выхлопы попадали в масло - пробита прокладка. На дороге это не лечится. Все - приехали!! Поразмыслив, пришел к выводу, что звонить и просить помощи по хелплисту совершенно бесполезно. 100% никто сюда не поедет, если и поедет, то ничем не поможет. Да и треклятый билайн здесь опять не работал.. Выход был один – тормозить грузовик и добираться домой в кузове. Благо, я на трассе, а не в болотах в непролазных Хибинях где-нибудь на Мунозере. Разгрузил мотик, переоделся в обычную одежду, перепаковал сумки. Короче, подготовился к эвакуации - не прыгать же потом, когда будут уже ждать. Предположил, что остановится каждая пятая фура, а согласится отвезти хорошо, если каждая двадцатая. Это если нет пломбы, если не очень высокий борт, если будет по пути,.. если.., если.. Поток грузовиков еще час назад был плотный, а сейчас уже стал явно ослабевать – вечерело и мало кто выходил в дальний рейс из Мурманска после обеда. Грузовики останавливались через раз, но – не складывалось.. Один раз я свалял дурака – машина шла на базу прямо в Москву, груженая какими-то болванками. В кузове и в кабине было место, но грузовик с неоткидывающимися бортами – как закинуть мот непонятно. Постояли, подумали – и он уехал. И тут только я обратил внимание, что недалеко копал обочину экскаватор, на ковш которого элементарно можно было застропить мотик и кинуть в кузов.. Ну, думать надо быстрее, а еще лучше заранее.. Остановился фургон FOTON. Вышли двое, мужичок лет 50 и парень лет 25. Подбросить вроде не против, но идут на Питер через Петрозаводск. Я к тому времени голосовал уже почти час, машин становилось все меньше, было вполне реально заночевать прямо на дороге, что меня не радовало. Когда я услышал, что у водилы есть трансальп, то решил окончательно – надо ехать с ними, все же байкер, не кинет при случае. Залез в кузов, застропил мотик, втроем его подняли и уложили набок. Рядом кинули мои вещи и заранее снятый бензобак. Я залез в кабину и началась вторая часть обратного пути.
Добавлено (24.07.2011, 02:01) --------------------------------------------- Водителя звали Владимиром, второго попутчика – Алексей. Я сначала решил, что они сменщики, но выяснилась любопытная история. Алексей был из Мурманска и где только не работал - грузчиком, барменом, сторожем, водителем и пр. В прошлом году подрабатывал в Сочи диджеем и у него до сих пор глаза округляются когда он рассказывает как наш народ отдыхает. Прав он лишился когда показал на дороге средний палец какому-то мудаку. Мудак оказался начальником местного ГИБДД и устроил Леше «переэкзаменовку»). Из водителей пришлось уйти, о чем он здорово жалеет. Была девятка, но ее отобрали за долги бандюки. Мать дала 15 тыс. рублей чтобы он снял квартиру и устроился на работу, но деньги он с друзьями пропил и теперь мать его выгнала из дома. Володя подобрал его в 30км от Мурманска, он без денег шел пешком (!) в Питер к брату. По дороге начал разворачиваться спектакль – у Леши звонил сотовый и выяснялись отношения с родичами и девушкой. Мамаша не ожидала такого поворота событий и когда выяснилось, что ее чадо отдаляется от нее с курьерской скоростью – простило все грехи. Девушка выяснила, что денег у него нет и кинула 300 рублей на сотовый и послала блиц-перевод еще на 2 штуки. Но Леха был непреклонен – с непередаваемой тоской он сообщал нам как ему будет тяжело без девушки на новом месте, строил планы на жизнь в Питере, звонил брательнику и все такое. Ехали всю ночь, в Петрозаводске надо было быть в 9 утра. У кетайского грузовичка были сломаны все амортизаторы и остались только задние рессоры. В общем, на деревенской телеге ехать приятнее. Я беспокоился за мотик, но осмотр на стоянке показал, что все ОК. Как оказалось, в Петрозаводск из Мурманска грузовик вез в магазин 20 пластиковых ведер, 10 упаковок мыла, 20 швабр и еще по мелочи. Короче, мы втроем все выкинули на склад за 2 ходки. Если в российской экономике везде так дела строятся, то вполне понятно, почему у нас такая низкая производительность. Там солярки нажгли на сумму товара, наверное.. В Петрозаводске нашего Леху посетили смутные сомнения о правильности выбранного пути. От предложенного мной завтрака он отказался, только попил чай и все время куда-то звонил. В итоге на следующей заправке сообщил нам, что возвращается домой. Мы довезли его до банка, он получил перевод, потом заехали на какой-то местный автовокзал и он остался ждать автобус на Мурманск. В Питере мы были поздно вечером. Приехали не в сам город, а на пригородную автобазу в Янино. Володя говорил, что с нее уходят фуры на Москву. Так и оказалось. Фура была только одна, но шофер Вадим согласился подбросить меня до Москвы. Подогнали FOTON и перегрузили мотик в фуру на поддоны с мелом для обойной фабрики. Отправление в 6 утра. Все, теперь можно было расслабиться. Мы сходили за пивом и посидели с Володей за скромным столом. Я заметил у него шрамы и спросил откуда. Когда он поднял майку я охренел – шрам на сердце и на боку. Оказалось, он несколько лет назад работал лесником в Ленинградской области. И другой лесник повадился у него деньги одалживать. Ну и не отдавал. И вот как-то раз он опять пришел поддатый, Володя его не пустил в дом. А тот раз его – и в сторону отодвинул, а сам пошел в комнату и стал в вещах рыться. Ну, Володя его сзади схватил, а тот обернулся и ножом 3 раза ударил. Взял деньги около 500 рублей и ушел. Жена вызывала ментов и скорую. Говорит, реально у него сердце зашивали.. Нападавшего посадили на 9 лет. Вот такая история..
Утром попрощались с Володей и уже в 8 часов мы с Вадимом ехали по московской трассе на его новеньком белом МАN. Я думал, что езда на современной фуре это как на диване. А нефига неподобного.. Тоже трясет, тоже задница затекает в этом кресле, да и управлять тяжелой машиной со слов Вадима очень непросто, особенно в дождь. Короче, образ дальнобойщика – расслабленный пацанчик, травящий байки по радио и рулящий одной левой быстро из моего сознания исчез. Рейс Москва-Питер считается одним из легких. Хуже на периферию – плохие дороги, южная жара, плюс это как правило несколько дней, т.е. выше усталость. Зарплата была 40 тыс., недавно подняли до 55 чистыми. Плюс при желании можно хозяина нагреть на солярке. Кондеем почти не пользуется – на него нет лимитов, а расход солярки растет на 5-7%. Показал, как на трассе делают любые липовые документы – где стоит придорожный белый фонарь, там надо смотреть в какой дом тянется провод и туда идти. Еще вариант (дневной) – стоит человек и руками перед собой водит. Конечно, речь не о купюрах или паспортах, там могут сделать левые чеки, например, шиномонтажа – по ним можно получить деньги после рейса. Менты про этот номер знают, два раза видел как ГИБДД стоят как раз около такого фонаря – отгоняют клиентов, рушат бизнес.:). Рацией дальнобойщики пользуются все довольно редко. За день раз 5-6 спросили обстановку на Москву по пробкам, нам прожужжали все уши скупщики солярки (оказывается, на многих АЗС дальнобойщик может скинуть от ведра солярки по 19 руб/литр, а потом оператор продаст его по 20-21 рубль.). Встречные предупреждали о выбегающих на дорогу якобы за помощью людях – сказали слать нах, это цыгане пытаются всучить медь под видом золота, мол, выручи, купи - на бензин не хватает.) Через 10 минут мы их увидели – стоит тачка с импортными номерами, в ней несколько теток, а толстый мужик реально бросается чуть не под колеса проезжающих и машет руками как мельница. Я еще вчера позвонил одному мотомеханику и спросил насчет ремонта. Договорились, что сегодня я привезу мотик. Позвонил, уточнил – все в силе, он до 20.00 в гараже. Вадим сначала хотел высадить меня в Балашихе – ему сложно крутиться на фуре по околомосковским пробкам и МКАДу. Но когда стало ясно, что мотоэвакуатор из Москвы вечером в Балашиху вызвать несколько проблематично, он согласился подбросить меня прямо до МКАД. Приехавшие эвакуаторщики чесали репы, увидев мот на фуре, но усилиями коллективного разума и силы мотик удалось перегрузить без происшествий. Распрощался с Вадимом и стал звонить механику, мол, ждите, скоро будем. Времени было 19.25. Но ответ меня немного, э-э, вернул к реальности: «Мы уже собрали инструменты и закрываемся, ждать после 20.00 не можем, понятно, что на фуре, понятно что из Мурманска, извини..» Ну, объяснил эвакуаторщикам маршрут до своего гаража. Честно говоря, в тот момент я ругнулся про себя – кто-то в гости зовет пожить пару дней, ребята бесплатно помогли привезти подбитый байк в Москву, а тут чел не может задержаться на 30 минут ради клиента, хотя оговоренная стоимость переборки мотора почти равняется среднемесячной столичной зарплате.. Но, в конце концов, ведь он действительно мне ничего не должен.. Путешествие, похоже, действительно окончено. Все, пацанчик, ты снова в Москве!:)) Поеду ли я снова в Териберку и на Рыбачий? Да, конечно. Но, думаю, не в следующем году. Надо посмотреть еще и другие, не менее интересные новые места. А попозже вернусь на Север – покупаться в океане, сфоткать каменных истуканов и проехать по Хибинам.